ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 61
Совета судей Оренбургской области
22 августа 2019 года г. Оренбург
О возможности и перспективах использования видеоконференцсвязи при рассмотрении судами дел об административных правонарушениях
Заслушав информацию и.о. начальника Управления Судебного департамента в Оренбургской области Е.В. Третьяковой и врио начальника оперативного отдела УМВД России по Оренбургской области подполковника полиции Ю.Е. Колесника, Совет судей Оренбургской области отмечает следующее.
В соответствии с ч. I ст. 11 Федерального закона Российской Федерации от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» полиция в своей деятельности обязана использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру. Пунктом 14 ст. 12 того же федерального закона на полицию возлагается обязанность конвоирования задержанных, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста.
В штатном расписании органов внутренних дел предусмотрены конвойные подразделения, на которых возлагаются обязанности исходя из штатной численности в основном по конвоированию лиц, подозреваемых в совершении преступлений и задержанных в порядке ст. 91 УПК. Нормативными актами МВД России не определён состав группы сотрудников полиции для сопровождения лиц, задержанных в административном порядке, в суды и спецучреждения. В территориальных органах внутренних дел МВД России данных сотрудников определяют руководители данных подразделений.
Группа сопровождения состоит не менее чем из 2-х сотрудников полиции на 1-го задержанного и в зависимости от количества задержанных лиц число назначаемых сотрудников увеличивается пропорционально. Затрачиваемое на сопровождение время исчисляется часами, а в условиях большого города с загруженной дорожной инфраструктурой может доходить до нескольких часов, что влечёт за собой отвлечение сотрудников полиции от исполнения своих непосредственных обязанностей.
В 1-м полугодии текущего года в территориальные органы полиции поступило 293,5 тыс. заявлений и сообщений граждан, из них 193 тыс. об административных правонарушениях. В дежурные части отделов полиции доставлено более 26 тыс. лиц, из них более 15 тыс. за административные правонарушения. Более 2-х тыс. подвергались задержанию в административном порядке.
Одно из возможных решений указанных проблемных вопросов это рассмотрение судами дел об административных правонарушениях с использованием средств видеоконференцсвязи в соответствии с требованиями ст. 29.14 КоАП РФ. Следует отметить, что данная практика успешно функционирует в Республике Татарстан Российской Федерации.
Предлагая данную инновацию, мы преследуем и другие немаловажные цели, такие как пресечение побега задержанных лиц при их доставлении и нахождении в суде; исключение непосредственного контакта граждан с правонарушителем, зачастую находящимся в состоянии, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность; экономия ГСМ, и моторесурса служебного автотранспорта.
Для рассмотрения дел в режиме ВКС требуется система, которая бы удовлетворяла минимально необходимым требованиям проведения видеоконференцсвязи (как техническим, так и требованиям по её защите). Система видеоконференцсвязи Skype не подходит для этих целей, поскольку распространена на серверах всего мира и для связи использует открытые нешифрованные каналы сети Интернет.
В случае принятия положительного решения считаю необходимым в последующем подготовить необходимые документы о взаимодействии УМВД России по Оренбургской области, Управления Судебного департамента в Оренбургской области и Комитета по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области при рассмотрении судами дел об административных правонарушениях с использованием средств видеоконференцсвязи.
Предлагаем следующую процедуру подготовки и проведения ВКС:
1. Подготовка и сбор сотрудниками полиции материалов дела об административном правонарушении на задержанное лицо.
2. Получение от задержанного письменного согласия о рассмотрении дела в режиме ВКС, об отсутствии необходимости личного ознакомления с материалами дела.
3. Передача нарочно пакета документов в районные, городские суды и на судебные участки (до введения межведомственного электронного документооборота).
4. Проведение судебного разбирательства в режиме ВКС.
5. Получение материалов дела с решением суда, передача копии решения задержанному лицу, отбор его подписей об ознакомлении с решением.
6. Исполнение решения суда.
Необходимо отметить, что задержанному лицу доводятся его права и обязанности во время проведения процедуры ВКС, порядок действий в случае вынесения судьёй решения, не связанного с административным арестом. После вынесения судом решения, не связанного с административным арестом, задержанное лицо освобождается из-под стражи, ожидает в фойе здания ОВД до получения им копии постановления.
Также согласно положительного опыта Республики Татарстан, в настоящее время более 70 % дел об административных правонарушениях рассматривается судами в режиме видеоконференцсвязи
На основании вышеизложенного, Совет судей Оренбургской области
ПОСТАНОВИЛ:
1. Информацию и.о. начальника Управления Судебного департамента в Оренбургской области Е.В. Третьяковой и врио начальника оперативного отдела УМВД России по Оренбургской области подполковника полиции Ю.Е. Колесника принять к сведению.
2. Рекомендовать Управлению Судебного департамента в Оренбургской, Комитету по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области совместно с УМВД России по Оренбургской области изучить вопрос о возможности использования видеоконференцсвязи при рассмотрении судами дел об административных правонарушениях.
Председатель совета судей
Оренбургской области М.Д. Кужабаев