РЕШЕНИЕ
Совета судей Оренбургской области
5 октября 2012 года г. Оренбург
«Об Учебном центре Оренбургского областного суда и управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Оренбургской области»
Заслушав и обсудив информацию начальника управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Оренбургской области Купчика В.К., Совет судей Оренбургской области
Р Е Ш И Л:
1. Создать Учебный центр Оренбургского областного суда и управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Оренбургской области.
2. Утвердить Положение «Об Учебном центре Оренбургского областного суда и управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Оренбургской области».
3. Председателю Оренбургского областного суда и начальнику управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Оренбургской области назначить ответственных лиц за работу Учебного центра.
Председатель Совета судей
Оренбургской области О.С. Акулин
Утверждено:
Решением Совета Судей
Оренбургской области №
«____»_____________2012 года
ПОЛОЖЕНИЕ
об Учебном центре
Оренбургского областного суда и управления Судебного департамента
при Верховном Суде РФ в Оренбургской области
1.Общие положения.
1.1. Учебный центр организуется в управлении Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Оренбургской области (далее – Управление) для обеспечения высокого профессионального уровня, качества подготовки и повышения квалификации судей районных, городских судов, мировых судей, кандидатов на должности судей, мировых судей, государственных гражданских служащих судов области и Управления, соблюдения единства квалификационных требований, предъявляемых к государственным должностям судебной системы, осуществления всестороннего развития кадрового потенциала судебной системы Оренбургской области.
1.2. Учебный центр в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации; Федеральным Законом от 08 января1998 г№ 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»; Постановлением Совета судей Российской Федерации «О профессиональной подготовке судей и работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции» от 16 ноября2001 г№ 64; Методическими рекомендациями по организации повышения квалификации и профессиональной подготовки судей и работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции», утвержденных Постановлением Совета судей РФ от 06 октября 1999г; распоряжениями Председателя Верховного Суда Российской Федерации; решениями органов судейского сообщества; приказами и распоряжениями Генерального директора Судебного департамента и начальника Управления, а также настоящим Положением.
1.3. При осуществлении своей деятельности Учебный центр взаимодействует со структурными подразделениями Управления, с Оренбургским областным судом, органами судейского сообщества, районными, городскими, гарнизонными военными судами области, мировыми судьями, высшими и средне- специальными учебными заведениями Российской Федерации.
2. Основные цели и задачи:
2.1. Целью работы Учебного центра является повышение профессиональной подготовки судей районных, городских судов, мировых судей, кандидатов на должности судей, мировых судей, государственных гражданских служащих судов области и Управления.
2.2. Задачи Учебного центра:
- разработка оптимальной структуры учебных программ повышения квалификации судей районных, городских судов, мировых судей, кандидатов на должности судей, мировых судей, государственных гражданских служащих судов области и Управления;
- изучение реального и прогнозирование перспективного состояния кадрового резерва судебной системы Оренбургской области и управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Оренбургской области;
- обеспечение скорейшей адаптации вновь назначенных судей, мировых судей;
- обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач;
- развитие профессиональных и специальных знаний, совершенствование деловых качеств, подготовка к выполнению профессиональных задач, изучение передового опыта в рамках осуществления деятельности судебной системы;
- психологическое сопровождение процесса обучения и профессиональной деятельности судей районных, городских судов, мировых судей, кандидатов на должности судей, мировых судей, государственных гражданских служащих судов области и Управления.
3. Функции:
3.1 Основными функциями Учебного центра являются:
- ежегодный расчёт потребности в обучении;
- составление полугодовых планов работы Учебного центра;
- подготовка проектов договоров о сотрудничестве с учебными заведениями г. Оренбурга и контроль над соблюдением их условий;
- подбор лекторского состава для проведения повышений квалификации, стажировок, семинаров, обучений и заключение с ними договоров;
- разработки программ, тематических планов для проведения повышений квалификации, стажировок, семинаров, обучений судей районных, городских судов, мировых судей, кандидатов на должности судей, мировых судей, государственных гражданских служащих судов области и Управления;
- организация и проведение повышения квалификации, стажировки, семинарских занятий, обучения судей районных, городских судов, мировых судей, кандидатов на должности судей, мировых судей, государственных гражданских служащих судов области и Управления, подготовка к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи;
- осуществление контроля по выполнению плана повышения квалификации;
- организация и осуществление контроля за повышением квалификации в рамках государственного заказа;
- организация и осуществление контроля за выполнением плана стажировки в Оренбургском областном суде, районных, городских судах, судебных участках мировых судей области;
- осуществление контроля за составлением планов и проведением учёбы в отделах Управления; районных и городских судах, на судебных участках мировых судей;
- организация прохождения практики студентами учебных заведений в районных, городских судах области и Управлении;
- определение степени адаптации судей районных, городских судов, мировых судей области к замещаемым должностям с целью подбора оптимальных программ обучения;
- разработка и распространение методических рекомендаций по актуальным и спорным вопросам деятельности судей районных, городских судов, мировых судей, кандидатов на должности судей, мировых судей, государственных гражданских служащих судов области и Управления;
- организация и проведение анализа деятельности Учебного центра;
- сотрудничество с учебно-методическими центрами г. Оренбурга, субъектов Российской Федерации в целях обмена положительным опытом.
4. Формы деятельности.
4.1 Обучение
Оптимальными видами обучения являются:
- лекции (классические информационные);
- лекции-конференции;
- круглые столы, деловые игры;
- семинары с докладом;
-практические занятия;
- рефераты.
Классические лекции целесообразно использовать при раскрытии тем, охватывающих материал преимущественно информативного характера.
Лекции-конференции рекомендуется применять при освещении проблемных вопросов, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью обучаемых.
Лекция-конференция строится следующим образом. В начале лекции обучаемые, заранее ознакомленные с ее темой, передают лектору письменные вопросы. Последний сортирует их по смысловому содержанию и приступает к раскрытию темы. При этом изложение материала конструируется не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связанного раскрытия темы, в процессе которого и формулируются соответствующие ответы.
Круглый стол, деловые игры целесообразно проводить в качестве итогового занятия по нескольким содержательно связанным темам, ранее освещенным на лекциях.
Главная задача организатора данных занятий состоит в том, чтобы развернуть и умело направлять дискуссию по обсуждаемым проблемам, координировать обмен мнениями между ведущим и аудиторией.
Семинар с докладом. Особенностью данного вида занятия является то, что в докладе (реферате) раскрывается теоретико-прикладная проблема, которая в недостаточной степени освещалась на соответствующей лекции, но служит целям ее углубленного и логического продолжения. В качестве докладчиков выступают предварительно хорошо подготовленные работники. Остальная часть обучаемых готовится к занятию по вопросам, которые будут обсуждаться на семинаре.
Следует поднимать как вопросы теории, так и практической деятельности суда, увязывая их максимальным образом.
Практическое занятие. Изучение отдельных тем, имеющих прикладной характер, целесообразно проводить в виде практических занятий, на которых участники семинара могли бы выработать и закрепить навыки, приобрести умения, необходимые им для успешного выполнения должностных обязанностей.
Такое занятие рекомендуется проводить по темам, связанным с использованием современных компьютерных технологий, с организацией и осуществлением делопроизводства, психологического, сопровождения практической деятельности и т.д.
К проведению всех перечисленных форм занятий Учебный центр вправе привлекать наиболее опытных и профессионально грамотных судей и представителей судейского сообщества, работников Управления, а также работников других учреждений и организаций, способных на высоком уровне осветить запланированную для рассмотрения тему.
В отдельных случаях, при обсуждении особо важных документов, законодательных актов и т.д., занятия по повышению квалификации и профессиональной переподготовке могут проводиться для судей и работников аппаратов судов совместно.
4.2 Стажировка
Основной целью стажировки является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.
Стажировка может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и переподготовке специалистов.
Стажировка специалистов может проводиться в Оренбургском областном суде, районных, городских судах, участках мировых судей области, Управлении.
4.3 Диагностика
Диагностика, осуществляемая в индивидуальной или групповой форме, включает в себя тестирования, беседы, анкетирование и прочие методы изучения и оценки личности, коллектива, деятельности в соответствии с поставленными задачами.
Изучение осуществляется специалистами Управления, а так же приглашенными сотрудниками в соответствии с профилем деятельности, и может касаться вопросов психологического сопровождения, оценки результативности методов обучения и качества полученных знаний.
Психологическая диагностика направлена на выявление, измерение и оценку индивидуально-психологических особенностей личности, социально-психологических характеристик коллективов.
4.4. Консультирование
Консультирование проходит в форме индивидуальных бесед, круглых столов и осуществляется как в связи с возникающими потребностями в рамках выполнения заявленных функций, повышения качества осуществления услуг, так и при подведении итогов деятельности.
Психологическое консультирование осуществляется по запросу и представляет собой вид психологической помощи, заключающийся в разъяснении человеку его психологических трудностей, снятии психологического напряжения, повышении его компетентности и оказании непосредственной помощи в решении сложных личностных проблем, с которыми он сталкивается в личной жизни, профессиональной деятельности и других ситуациях, профилактике и преодолении кризисных ситуаций, а также коррекции неадаптивных способов поведения.
4.5. Методическая работа
Анализ потребности в расширении профессиональных знаний, формирование спорных вопросов для разработки методических рекомендаций, инструктивных писем и определение направлений обучения слушателей Учебного центра.
5. Обеспечение деятельности Учебного центра.
5.1. Учебный центр для осуществления своих задач и функций имеет право:
- взаимодействовать с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, Оренбургским областным судом, районными, городскими судами, мировыми судьями области, органами судейского сообщества, учебными заведениями г. Оренбурга и субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и управления
- запрашивать в Оренбургском областном суде, районных, городских судах, органах судейского сообщества, органах государственной власти и управления сведения, необходимые для работы по организации и проведению процесса обучения судей районных, городских судов, мировых судей, кандидатов на должности судей, мировых судей, государственных гражданских служащих судов области и Управления
- использовать государственные системы связи, информационные ресурсы в установленном порядке.
- по согласованию с руководством Управления привлекать для проведения учебы, семинаров, стажировок отдельных преподавателей и специалистов, в том числе на договорной основе.
- организовывать учёбу своих сотрудников с целью повышения профессиональной квалификации, а также направлять их в аналогичные подразделения на стажировки и для обмена опытом.
5.2. Учебный центр располагается в здании Управления. Имеет
- современный компьютерный класс, рассчитанный на 10 рабочих мест;
- конференц-зал на 75 посадочных мест;
- зал заседаний на 20 посадочных мест;
- кабинет психолога с оборудованным рабочим местом для психодиагностического тестирования;
- комнату психологической разгрузки для индивидуальной работы и проведения психологических тренингов.
5.3. Материально-техническое, финансовое, информационное, документальное, правовое и транспортное обеспечение деятельности Учебного центра осуществляется в установленном порядке соответствующими подразделениями Управления.
6. Руководство Учебным центром.
6.1 Учебный центр возглавляет руководитель, который подчиняется непосредственно начальнику Управления, или лицу, исполняющему его обязанности.
6.2. Обязанности руководителя Учебного центра возлагаются начальником Управления на государственного гражданского служащего, состоящего в штате Управления.
6.3. Руководитель Учебного центра организует и контролирует деятельность центра, обеспечивая решение возложенных на него задач.
6.4. Начальник Управления возлагает обязанности по материально-техническому, финансовому, информационному, документальному, правовому и транспортному обеспечению деятельности Учебного центра на государственных гражданских служащих, из соответствующих структурных подразделений (отделов) Управления.
6.5. Положение об Учебном центре вносится на обсуждение Совета судей Оренбургской области и утверждается председателем Оренбургского областного суда и начальником Управления.