Председателю Совета судей Росийской Федерации
Д.А.Краснову
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
На заседании Совета судей Оренбургской области от 28.06.2013 рассмотрен вопрос «О подборе и расстановке кадров аппаратов районных, городских судов и управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Оренбургской области».
Наряду с недостаточной численностью работников аппаратов судов (обеспеченность помощниками судей на 90 %, 16 специалистов по информатизации на 37 районных, городских судов области, отсутствие единиц специалистов по ведению архивов в судах, пресс-секретарей, специалистов в приемных судов), в настоящее время остро стоит проблема оттока квалифицированных кадров из аппаратов районных, городских судов. Так, за 2011 год уволено 133 человека (при штатной численности 714), за 2012 год - 142 человека (714), за первый квартал 2013 года - 97 человек (714). Управлением проведен анализ причин увольнения работников аппаратов судов области. Одной из основных причин увольнения является низкая заработная плата при высокой нагрузке. За 2012 год по данной причине уволились 111 человек (78% от общего числа уволенных), за 1 квартал 2013 года - 53 человека (54% от общего числа уволенных). В соответствии с Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» заседание конкурсной комиссии проводится при наличии не менее двух кандидатов на вакантную должность. За последнее время (2011-2013гг.) по причине отсутствия кандидатов на вакантную должность не состоялось 17 конкурсов в 6 судах области.
Анализ статистических данных о нагрузке на судей районных, городских судов Оренбургской области свидетельствует о ежегодно возрастающем количестве дел, рассматриваемых судами области. Так, в 2010 году среднеобластная нагрузка в месяц по гражданским делам составила 19,4 (53670 дел), в 2011 - 22,7 (60006 дел), в 2012 году - 24,5 (63314 дел), по делам об административных правонарушениях в 2010 году - 1,2 (3929 дел), в 2011 году - 2,0 (7037), в 2012 году - 2,2 (7165). Рост количества дел при неизменном количественном составе аппарата судов приводит к неуклонному и существенному возрастанию нагрузки на каждого судью, а следовательно и на работника аппарата суда.
Большая нагрузка на работников аппарата (увеличение количества рассматриваемых дел судами, возложение приказами председателей районных, городских судов дополнительных функций по заполнению сайтов, ведение приема граждан в приемных судов и тд.), а также текучесть кадров (временные затраты на обучение новых специалистов) приводят к увеличению количества ошибок в организации делопроизводства, а в дальнейшем к увеличению количества жалоб от граждан, а также к отменам судебных актов.
Работникам аппаратов районных, городских судов (помощникам председателей судов, помощникам судей и секретарям судебных заседаний) с 1 января 2011 г. были незначительно повышены должностные оклады (от 75 до 151 рубля), а с 1 октября 2012 г. денежное содержание проиндексировано на 6 процентов.
В целом за 2012 год среднемесячный размер денежного содержания, за вычетом налога на доходы составил:
- секретарь суда - 11,9 тыс.рублей, в т.ч. должностной оклад - 3,5
тыс.рублей;
- секретарь судебного заседания - 14,8 тыс.рублей, в т.ч. должностной
оклад - 4,2 тыс.рублей;
помощник судьи - 18,1 тыс.рублей, в т.ч. должностной оклад - 4,5 тыс.рублей;
- помощник председателя - 19,9 тыс.рублей, в т.ч. должностной оклад - 5,1
тыс.рублей.
Тогда как, у помощника прокурора межрайонной прокуратуры (федерального государственного гражданского служащего) должностной оклад составляет около 14 тыс.рублей (заработная плата в среднем составляет около 40 тыс.рублей).
По официально опубликованным сведениям Федеральной службы государственной статистики средняя заработная плата в 1 квартале 2013 г. федеральных государственных служащих составила 22,0 тыс.рублей, государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации - 26,1 тыс.рублей. Таким образом, приоритетным при поступлении на должность государственной службы будет являться должность государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации.
С 1 января 2013 года, в соответствии с внесенными изменениями в Федеральный закон № 6-ФЗ от 10.01.1996 «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации», денежные премии по итогам работы за квартал и год не являются гарантированными, а выплачиваются только при наличии экономии фонда оплаты труда, которая формируется за счет нахождения сотрудников на больничном листе и за счет вакансий. Это не является стимулирующим фактором для сохранения квалифицированным и добросовестным специалистом своего рабочего места.
Фонд оплаты труда аппарата судов в 2012 году составил 214 243,0 тыс.рублей (увеличение в сравнении с 2011 годом на 2,3%), в 2013 году - 226 417,9 тыс.рублей (увеличение в сравнении с 2012 годом на 5,7%), т.е. при финансировании заложено только увеличение на уровень инфляции.
Проблему несоответствия объема и сложности выполняемой работы крайне низкому уровню денежного содержания работников аппарата судов,
обеспечивающих отправление правосудия, при высоких требованиях приема на государственную гражданскую службу и ограничениях в ней отметил на VIII Всероссийском съезде судей председатель Архангельского областного суда Аверин М.Г.
Не соответствует уровню и сложности решаемых задач и оплата труда работников системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
Фонд оплаты труда Управления в 2012 году составил 23 813,8 тыс.рублей (увеличение в сравнении с 2011 годом на 2,0%), в 2013 году - 25 264,3 тыс.рублей (увеличение в сравнении с 2012 годом на 5,7%).
За 2012 год по причине низкой заработной платы при высоком уровне нагрузки уволились 14 человек (88% от общего числа уволенных), за 1 квартал 2013 года - 4 человека (100% от общего числа уволенных).
За 2012 год среднемесячный размер денежного содержания, за вычетом налога на доходы в Управлении составил:
- администратор - 16,8 тыс.рублей, в т.ч. должностной оклад - 4,8
тыс.рублей;
главный специалист - 14,8 тыс.рублей, в т.ч. должностной оклад - 4,3 тыс.рублей;
ведущий специалист - 12,6 тыс.рублей, в т.ч. должностной оклад - 3,9 тыс.рублей;
- старший специалист 1 разряда - 12,2 тыс. рублей, в т.ч. должностной
оклад - 3,7 тыс.рублей.
Таким образом, в целях увеличения заинтересованности поступления квалифицированных специалистов на государственную гражданскую службу в аппараты районных, городских судов и Управление, а также уменьшения текучести кадров по причине несоответствия нагрузки размеру заработной платы, просим рассмотреть и поставить вопрос перед Правительством Российской Федерации об увеличении численности работников аппарата районных, городских судов и сотрудников системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, а также размеров их должностных окладов.
Председатель Совета судей
Оренбургской области Н.В.Силин
|